Ринолалия – расстройства образования голоса и артикуляции, которые обусловлены дефектами функционирования и строения речевого аппарата. Данное расстройство характеризуется сильными искажениями звукопроизношения, вторичным нарушением письменной речи и фонематических процессов, назализацией гласных и согласных звуков, недоразвитием лексической и грамматической сторон речи ребенка.
Данное расстройство характеризуется сильными искажениями звукопроизношения, вторичным нарушением письменной речи и фонематических процессов, назализацией гласных и согласных звуков, недоразвитием лексической и грамматической сторон речи ребенка.
Диагностика
- консультация логопеда;
- консультация отоларинголога;
- консультация челюстно-лицевого хирурга с целью выявления функциональных и анатомических дефектов речевого аппарата, а также степени нарушения всех сторон речи.
Методы лечения
- логопедическая работа;
- психотерапия;
- лечение у ортодонта;
- хирургическое лечение;
- физиотерапия.
Ринолалия подразумевает под собой искажение голосового тембра и звукопроизношения из-за нарушения смыкания глотки и неба. Иногда ринолалия рассматривается в качестве формы механической дислалии, но в логопедии данные нарушения считаются отдельными понятиями. В учебниках ринолалия обозначается как «ринофония» либо «гнусавость», но не всегда данные понятия отражают всю сущность данного речевого нарушения, они лишь говорят о назализации, но при ринолалии страдает, прежде всего, акустическая и артикуляционная речевые стороны.
Сложность и разносторонность расстройств, которые находятся в основе ринолалии, побуждает принять участие в исследовании пациента специалистов в области педагогики, психологии, логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии и ортодонтии.
Ринолалия подразумевает под собой искажение голосового тембра и звукопроизношения из-за нарушения смыкания глотки и неба.
Развитие данного расстройства находится в тесной связи с взаимодействием ротоглотки и полости носа. Исходя из особенностей проблем, ринолалия делится на открытую и закрытую формы. С учетом конкретных причин, например, нарушений функции речевого аппарата или дефектов в его строении, каждая из форм ринолалии может являться функциональной и органической.
При открытой форме ринолалии отмечается наличие открытой сообщающейся полости между полостями рта и носа, из-за чего отмечается свободное прохождение струи воздуха одновременно через нос и рот, по этой причине при фонации возникает носовой резонанс.
При закрытой форме ринолалии отмечается наличие препятствия, которое делает невозможным выход струи воздуха через носовое отверстие. Исходя из уровня нахождения такого препятствия – носоглотка либо полость носа – выделяется закрытая задняя и закрытая передняя ринолалия.
В случае сочетанной носовой непроходимости и недостаточном небно-глоточном кольце можно говорить о наличии смешанной ринолалии. В этой ситуации отмечается назальное говорение и отсутствие звуков, создаваемых с помощью носа.
Формы ринолалии
- Органическая форма - образуется из-за непроходимости в носовой полости.
- Функциональная форма – часто возникает в результате укорочения мягкого нёба.
Общие причины ринолалии
- Врожденный дефект.
- Расщелины твёрдого нёба.
- Гиперфункция мягкого нёба.
- Расщепление альвеолярного отростка верхней губы.
Причинами врожденных расщелин лица являются:
Заражение беременной женщины токсоплазмозом, паротитом, краснухой, гриппом и прочими инфекциями на ранних сроках
Контакт с ядами и химикатами, прочими вредными веществами
Курение, употребление алкоголя и наркотиков в период беременности
Нарушения в работе эндокринной системы беременной женщины
Стрессы и нервозность во время беременности.
Эмбрион особенно уязвим для патогенного восприятия в ходе 7-8 недель эмбриогенеза.
Открытая органическая ринолалия, если она является приобретенной, возникает из-за рубцов, травм и перфорации неба, парезов и параличей мягкого неба, что обусловлено компрессией опухоли или ранением блуждающего или языкоглоточного нервов.
Имеются данные о наличии открытой функциональной формы расстройства после удаления аденоидов или при парезах мягкого неба после перенесенной дифтерии. При этом отмечается недостаточный подъем мягкого неба, а также частичное небно-глоточное смыкание в процессе фонации
Причинами органической закрытой ринолалии являются анатомические изменения разного рода в носоглотке и носовой полости. Передняя закрытая ринолалия может иметь связь с полипами носа, искривлением носовой перегородки, опухолей носовой полости, гипертрофии слизистой оболочки. Задняя закрытая ринолалия может быть вызвана аденоидами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины, полипами и другими неприятными проблемами
Закрытая функциональная ринолалия появляется при гипертонусе мягкого неба, который препятствует выходу струи воздуха через нос. Такое состояние развивается из-за неврологических нарушений, на фоне копирования гнусавости других людей или из-за аденоидэктомии.
При открытой органической ринолалии, которая обусловлена врожденными лицевыми расщелинами, с первых дней детской жизни страдают функции питания и дыхания, важные для жизни
Дети, имеющие расщелины неба и ринолалию в открытой форме, предрасположены к появлению пневмонии, евстахиита, гипотрофии, бронхита и отита. Нередко врожденные расщелины неба сочетаются с неправильным прикусом
Интеллектуальное состояние у детей с открытой ринолалией бывает разным, от нормального до задержки психического развития или олигофрении различных степеней
Период до начала говорения у ребенка с ринолалией характеризуется аномальным протеканием. Отсутствуют некоторые виды лепета, артикуляция практически беззвучная. Развитие речи при ринолалии немного опаздывает. Бывает так, что первые слова ребенок не скажет до наступления 2 лет. Речь малыша невыразительна, невнятна и вообще трудна для понимания окружающих
При открытой органической ринолалии имеется грубое нарушение артикуляции и звукопроизношения. Голос в основном тихий и глухой, все произносимые звуки имеют носовой оттенок и между собой очень сложно дифференцируются
Помимо прочего, искаженное произношение звуков и неточная артикуляция сопровождаются нарушениями письменной речи – дислексии и дисграфии. Это приводит к ослабленному формированию грамматической стороны речи и словарного запаса ребенка
При переживании ребенком своего расстройства возникает ряд психических отклонений, появляется застенчивость, раздражительность, скрытность, замкнутость в общении
При открытой функциональной ринолалии страдает звукопроизношение гласных звуков
При закрытой органической ринолалии отмечается нарушение произношения носовых звуков, неправильный тембр голоса – дети не способны дышать носом и дышат ртом. Такие малыши склонны к появлению простуды или развитию астенического синдрома.
Диагностика ринолалии
Проводится полноценное обследование пациента стоматологом-хирургом, отоларингологом, фониатром, неврологом, дефектологом, психологом, логопедом и другими специалистами. В обследовании применяются инструментальные исследования, в том числе:
Фарингоскопия
Риноскопия
Электромиография.
При обследовании у логопеда выявляется качество строения и подвижности артикуляционного аппарата, нарушений голоса, фонационного и физиологического дыхания. Далее выясняется просодика речи, лексико-грамматические показатели и фонетические процессы.
По данным, собранным всеми видами специалистов, создается план коррекционно-педагогической и лечебной работы при данном расстройстве.
Коррекция ринолалии
При органических формах недуга:
Изготовление обтуратора глотки, хирургическая коррекция деформаций лица
Психотерапия, физиотерапия
Логопедическая работа.
Профилактика и прогноз ринолалии
В основном прогноз благоприятный, расстройство устраняется при помощи особых упражнений и занятий логопеда. Эффективность преодоления ринолалии зависит от результатов работы хирурга, а также полнотой, качеством и ранним сроком начала работы с логопедом.
Профилактика расстройства включает в себя предупреждение появления, а также удаление функциональных расстройств и анатомических дефектов речевого аппарата пациента.